В Музее станка открывается выставка «Цех Шума» от суздальского МИРА центра
Хотите провести мероприятие или стать резидентом «Октавы»?
Спасибо, что подписались
Ошибка отправки, попробуйте снова
В Туле впервые пройдет звуковая выставка механических и электрических саунд-инсталляций. 8 декабря ее откроет куратор выставки Пётр Айду, она продлится до 20 февраля 2024 года.
«Цех Шума» — первая часть серии выставок «Игры со звуком». Эта серия посвящена разнообразным звуковым явлениям. Каждая часть этой серии символизирует грань объемного тела в мире акустических колебаний. Звук — явление вполне физически объяснимое и материальное. Но особенности нашего восприятия делают его чем-то почти неуловимым. Звук — как призрак или привидение. Он невидим, легко проходит сквозь стены и исчезает бесследно. Может быть, поэтому так заманчиво представить себе звук как материальный объект и зафиксировать его, завладеть им, поиграть с ним.
Цель проекта «Цех Шума» заключается в создании пространства взаимодействия с индустриальной тематикой, где посетители смогут погрузиться в удивительный мир звуков и исследовать свой опыт с механическими и электрическими устройствами. Основной акцент сделан на интерактивность и активное участие посетителей в процессе экспериментирования со звуком.
«Цех Шума» впервые был создан в 2020 году в Калуге для фестиваля современного искусства «Мост» художником Юрием Мариным. Его творческий путь начался со стрит-арта в 2017 году, с 2018 он начал заниматься саунд-артом, в 2019 создал в Калуге галерею андеграундного искусства «Яма в гараже», в 2022 году участвовал в арт-резиденции Абастан в Армении, а в 2023 году состоялась первая персональная выставка в Суздале. Он нашел на заброшенном мебельном заводе сломанные детали, части станков и сделал их главным материалом проекта.
Художественные работы Юрия в основном связаны с уличным искусством и звуковыми инсталляциями. Эти два направления очень разные, но их объединяет эстетическая составляющая — грубая красота разрушающихся материалов. Свой стрит-арт он обычно создает на стенах заброшенных и разрушающихся зданий, а в своих звуковых инсталляциях заставляет звучать детали сломанных вещей и механизмов.
Предметы из бывших заводских цехов ожили и превратились в шумовые машины. Как гласит Манифест выставки, «ассортимент включает более пяти наименований скрежетов, широкую линейку скрипов, а также шорохи, шелесты, воркования и трескотню различных сортов». Зритель сможет увидеть, потрогать, извлечь звуки из 13 электрических и механических машин.
«Проект «Игры со звуком» был создан специально для МИРА центра в Суздале. К моему огромному удовольствию теперь мы экспонируем его в творческом индустриальным кластере «Октава». Это представляется более чем уместным, ведь «Октава» один из немногих российских брендов в области музыкальной индустрии, известный во всём мире. Нас объединяет особенное внимание к звуку в различных его проявлениях», — рассказывает Пётр Айду, куратор выставки.
«Для меня звуковая и визуальная составляющая этих объектов одинаково важны. Их красота не только в фактурах материалов, утративших со временем свою функцию, разрушаясь и деформируясь под воздействием времени, ставших уникальными, но и в звуках, которыми они могут ответить на взаимодействие. Каждый из объектов имеет свой характер, пластику и голос, они живые. Мне нравится идея, что эти машины обрели вторую жизнь в новом качестве, они больше не должны создавать ничего полезного для человека, только шум», — делится Юрий Марин задумкой.
Идея экспонировать звук как материальный объект не так уж стара. Ключевым моментом в этой истории является манифест Луиджи Руссоло «Искусство шумов» и деятельность футуристов, авангардистов начала 20-го века. Художники постепенно захватывают право использовать звук как материал для своей работы. Право, которое принадлежало почти исключительно музыкантам. В течение 20-го века и до сегодняшнего дня территория звука продолжает расслаиваться. Появилось много всего, что связано со звуком, но не является музыкой.
«Этому и посвящены «Игры со звуком». Это исследования пограничных зон. Жажда изучения, коллекционирования и классифицирования всего этого пестрого разнообразия (объединенного, тем не менее, единой субстанцией, из которой оно произведено) привела меня к идее «выставочного сериала», посвященного звуку. Я не могу представить себе лучшей формы для того, чтобы продемонстрировать эти «акустические организмы» с радостью энтомолога, обнаружившего новый вид жучков, но без высокомерного композиторского вмешательства», — Пётр Айду, куратор выставки, звуковой художник, композитор, пианист, идеолог и председатель правления «Первого симфонического ансамбля» («Персимфанс»), лауреат премии «Золотая маска» и премии Сергея Курехина.
«Завод «Октава» за нашей стеной производит микрофоны уже почти сто лет. Не удивительно, что для нас тема звука важна. Ему посвящена наша иммерсивная выставка «Почувствуй Октаву» и звуковая композиция в рамках выставки «Человек и машина». Кроме того, в кластере есть собственная студия звукозаписи. На выставке «Цех шума» предметы из бывших заводских цехов тоже ожили и превратились в машины, издающие различные звуки. Мы хотим отдать дань уважения станкам, механизмам и машинам, показать их нашим гостям. Нам интересны размышления Петра Айду, современных художников на тему того, что каждый из объектов имеет свой характер, они живые», — прокомментировал генеральный директор кластера «Октава» Дмитрий Барсенков.
8 декабря состоится торжественное открытие выставки.
Выставка будет работать для гостей с 9 декабря 2023 по 10 марта 2024 в зале временных экспозиций Музея станка (ежедневно с 12:00 до 21:00).
Стоимость единого билета на временные экспозиции: 300 руб.
Фотографии: Автор — Роман Нашивочников.